Автор:  Андрей Липень.

Рекомендуем посетить курс для начинающих и практикующих «Полный курс эффективной йоги«. Теория и практика

1. Связь дыхания с эмоциями и работой ума

Почтительное отношение к своему телу — это асана.

Почтительное отношение к своему дыханию — это пранаяма.

Шри Шри Равви Шанкар

Вы обращали когда-нибудь внимание на то, как вы дышите, когда вы злитесь? Какое у вас дыхание? Прерывистое. А если вы в хорошем настроении, какое тогда дыхание? Отличается! Когда вы уравновешены и спокойны, дыхание легкое, едва заметное. Когда вы сомневаетесь в чем-то, ритм дыхания меняется.

Понаблюдайте за ритмами дыхания, когда вы испытываете разные эмоции — он разный. Каждой эмоции соответствует свой ритм дыхания.

Теперь обратите внимание или вспомните, как вы дышите, когда вы беспокоитесь или в чем-то сомневаетесь, и наоборот, когда ум центрирован, сосредоточен. Во всех этих случаях ритм дыхания разный. Древние мудрецы очень хорошо изучили этот механизм много тысяч лет назад и решили использовать связь дыхания и эмоций для успокоения ума. Так и произошла пранаяма.

Пранаяма это преломление движения дыхания. Осознанно дышать, подчиняясь определенному ритму или под определенный счет, глубоко, спокойно или интенсивно, обращая внимание на реакцию своего тела в различных его положениях, направлять вместе с дыхание свое внимание в то или иное место в теле — все это пранаяма.

Основное значение слова «Прана» в переводе с санскрита означает тонкую жизненную энергию или силу, которая находится везде вокруг нас: в пространстве, в пище, воде и т. д. Эту тонкую энергию мы получаем через пищу, сон, правильный отдых, медитацию, а также через знание. Когда вы обладаете знанием, вы мудры и уверены в себе, ум спокоен и сконцентрирован — вы полны жизненной силы, праны. Большую часть праны мы получаем через правильное дыхание.

«Яма» означает «контроль», «осознанное выполнение чего-либо», «помещение своего сознания в какое-то действие», «управление».

Итак, пранаяма — это управление тонкой жизненной силой с помощью контроля над дыханием. Дыхание происходит по схеме: вдох — задержка дыхания — выдох -задержка дыхания. Большинство пранаям выполняются именно так.

Существует очень много пранаям, некоторые из них достаточно опасны для самостоятельного изучения. На основе пранаям возникло много современных дыхательных систем. Когда вы уходите глубоко в себя, пранаяма случается естественным образом, проясняя и очищая ум, и ломая неправильную модель дыхания.

Нам не просто контролировать свой ум при помощи ума, так как он неосязаем. Но мы можем контролировать дыхание: задерживать, удлинять вдох или выдох, вдыхать или выдыхать одной или другой ноздрей, больше дышать животом или грудной клеткой и т. д.

Древние очень хорошо изучили воздействие разных ритмов и способов дыхания на организм и сознание и предложили эти техники людям. Из поколения в поколение передавалось знание йоги о человеке и Вселенной, от учителя к ученику и открывалось снова и снова.

Обучаться дыхательным упражнениям необходимо под опытным и правильным руководством.

2. Праническая физиология. Связь дыхания и продолжительности жизни.

«Нади [Каналы тонкого тела.] очищаются посредством практики Пранаямы. Это несомненно. Тот же, чьи нади очищены, постигает истину, ибо все искажения, имеющиеся в теле и в уме его, исчезают» (Шива Самхита)

Из анатомии и физиологии мы знаем об обмене веществ, циркуляции крови, газообмене но ничего не знаем об обмене энергии и пранических процессах, а ведь все в мироздании состоит из энергии. Мы знаем закон физики — энергия не берется из ниоткуда и не исчезает бесследно, она переходит из одного состояния в другое. Мудрецы глубокого прошлого изучили и хорошо знали этот закон, мало того они управляли потоками энергий и могли переводить ее из одного состояния в другое. С этой точки зрения наука йоги и Аюрведа пошли на много дальше чем современная наука и рассматривают человека не только на уровне простой анатомии, но и на более глобальном уровне, уровне источника всех материальных вещей.

Когда вы говорим о том или ином действии, материальной вещи и о любом материальном проявлении задумывались ли вы что за всеми этими проявлениями стоит? Например вы ведете машину, кто же реально ведет машину, ваше тело или сознание через тело? Конечно сознание, скажете вы, но тогда что такое сознание, мы не

можем его пощупать, измерить, кому либо показать. Это как электричество — вы не ведете самого электричества, но лампочка горит и вы знаете, что за этим что то стоит. Так что же такое сознание? Это форма энергии.

Различные формы одной и той же праны проявляется в сокращениях сердечной сумки, когда сердце качает кровь по артериям, в каждом вдохе и выдохе, в переваривании пищи, в выделении мочи и фекальных масс, в выработке спермы, млечного сока, пищевой кашицы, желудочного сока, желчи, кишечных жидкостей и слюны, в поднятии и опускании век, икании и зевании. Она действует, когда мы ходим, играем, отжимаемся от пола или прыгаем через скакалку, думаем, спорим, чувствуем и желаем. Прана — это связь между физическим и астральным телом. Когда тонкая ниточка праны обрывается, астральное тело покидает физическое тело. Наступает физическая смерть. Прана, которая действовала в физическом теле, возвращается в свое тонкое прибежище, астральное тело..

В то же время та же прана, которая движет воздух в легких в ее другой форме приводит в движение паровозы, пароходы и самолеты.

Прана — движущая сила вселенной, при этом она всегда доступна, всегда рядом и не имеет ограничений. Правильная практика и знание открывают для нас этот безграничный источник.

Аюрведа и Йога рассматривает в нашем теле пять основопологающих форм или типа одной и той же энергии имеющей общее название «ПРАНА», они имеют разные качества и функции. Это:

  • Прана
  • Апана
  • Самана
  • Удана
  • Вьяна

Основная прана называется мукхья-праной. Эта прана обитает в сердце вместе с ахамкарой (эго, или индивидуальное «Я»).

Из пяти перечисленных форм главными являются прана и апана.

Апана. Санскритское слово Апана происходит от корня «АПА» — «прочь», «из» и «АН»  — «дышать», «дуть», «жить». Энергия, которая «живет» в нижней части тела, основное сосредоточение — анус. Она обладает такими качествами как выведение таксонов и шлаков, выделительные процессы. имеет цвет индрагопы (насекомого белого или красного цвета)

Прана. От санскритской приставки «ПРА» — «до» и «АН»  — «дышать», «дуть», «жить».  «Живет» эта энергия в средней части тела, центр грудной клетки и сердце. Связана с процессом дыхания, кровообращения, сердцебиение. Аспект поддержания жизни и жизненных сил. Основная функция — дыхание. Имеет цвет крови, рубина или коралла

«Удана» — «УДА» — «вверх», «стремление» и «АН»  — «дышать», «дуть», «жить». Находится эта энергия в верхней части тела. Сосредоточение — горло и глова. Связана проглатывание пищи, концентрация и контроль жизненных сил. Так же аспект разрушения, разложения физической формы например после ухода души из тела.. Она усыпляет дживу (душу) и отделяет астральное тело от физического в момент смерти. Удана имеет бледно-белый цвет.

самана — район пупка, основная функция — пищеварительные процессы. Имеет цвет молока, хрусталя или маслянисто-блестящий цвет, то есть нечто среднее между цветом праны и апаны

Въяна отвечает за кровообращение и находится во всем теле. напоминает по цвету солнечный луч.

Прана проявляет себя так же как антахкарана (сознание). Хотя оно едино, но в человеческом существе оно проявляет себя в четырех формах и имеющих различные функции. Это:

Маннас (Ум, воспринимает окружающий мир посредством пяти органов чувств)

Буддхи (интеллект, способность рассуждать, анализировать, сравнивать и т.д.)

Читта (память, или кладовая нашего опыта, большая библиотека)

Ахамкара (Эго, индивидуальное «Я», так же называют №ложное Эго» или «маленькое «Я»).

Есть так же второстепенные виды праны. Это:

Нага отвечает за отрыжку и икоту. Курма отвечает за открывание глаз. Крикара вызывает голод и жажду. Дэвадатта отвечает за зевание. Дхананджайя вызывает разложение тела.

Так же говорится «Тот, чье дыхание во время смерти выходит из головы через брахмарандхру., когда бы он ни умер, никогда не рождается вновь».

Итак пранаяма на уровне нашего тела — это контроль жизненных сил в пяти формах энергии, 4 качествах сознания и второстепенных качеств.

В йогических трактатах так же описано что стандартный «поток» вайю (воздуха) имеет 96 пальцев (6 футов) в длину. Обычная длина воздушного потока при выдохе равна 12 пальцам (9 дюймам). При пении длина такого потока достигает 16 пальцев (одного фута), при еде она достигает 20 пальцев (15 дюймов), во время сна — 30 пальцев (22,5 дюйма), при совокуплении — 36 пальцев (27 дюймов), а при выполнении физических упражнений длина увеличивается еще больше.

Уменьшая естественную длину (9 дюймов) выдыхаемых воздушных потоков, можно продлить жизнь; если же длина увеличивается, то жизнь укорачивается.

Вдыхая прану, наполняя ею желудок, сознательно фокусируя прану в районе пупка, на кончике носа и на пальцах ног во время сандхьи (то есть на рассвете и в вечерних сумерках) или в любое время дня, йог освобождается от всех болезней и усталости. Фокусируя прану на кончике носа, он добивается господства над элементом воздуха; фокусируя ее на области пупка, он уничтожает все болезни; фокусируя ее на пальцах ног, достигает легкости в теле. Тот, кто пьет воздух языком, побеждает усталость, жажду и много других болезненных состояний. В речи того, кто пьет воздух ртом в течение двух сандхий и в последние два часа ночи, через три месяца проявляется милостивая Сарасвати (богиня речи), то есть он становится красноречивым и ученым. Через шесть месяцев он освободится от всех болезней. Втягивая воздух у корня языка, мудрец пьет нектар и наслаждается благополучием.

На санскрите выдох называется речакой и является первым типом пранаямы. Вдох называется пуракой и является вторым типом пранаямы. Задержка дыхания является третьим типом пранаямы и называется кумбхакой. Кумбхака увеличивает продолжительность жизни.

«Йог, направляя дыхание в брахмаранЬхру в макушке головы и задерживая его там, побеждает Владыку Смерти, Яму, и саму смерть» (Йога Сутры).

Благодаря практике кумбхаки Чанг Дэв жил одну тысячу четыреста лет. Каждый из этих видов пранаямы речака, пурака и кумбхака — делится на подвиды в зависимости от места, времени и числа. Под местом понимается место прохождения процесса —   внутри или снаружи тела, длина, а также часть тела, куда направляется прана. Длина выдоха и расстояние, на которое выходит дыхание, у разных людей различны. То же справедливо и для вдоха. Эти параметры зависят от таттвы. Таким таттвам, как притхиви, апас, теджас, вайю и акаша (земля, вода, огонь, воздух и эфир), соответствует длина дыхания 12, 16, 4, 8 и 0 пальцев. Выдох — внешний процесс, вдох — внутренний.

Теперь мы видим, что пранаяма это непросто дыхательные упражнения, а целая наука. Контроль над дыханием и праной позволяет нам легко и быстро контролировать и развивать свое тело, ум и душу. С помощью пранаямы вы можете управлять своей судьбой и характером, сознательно приводить свою индивидуальную жизнь в согласие с Божественными законами мироздания и всей вселенной.

С Любовью и Принадлежностью!

Андрей Липень

Хотите больше узнать о йоге и тайнах дыхания? Рекомендую курс для начинающих и практикующих 

«Полный курс эффективной йоги«. Теория и практика

Узнать больше о курсе