Методика предлагаемой практики является авторской разработкой Андрея Лаппы (универсальная йога). В основе статьи лежит беседа с автором метода, материалы с сайта Андрея Лапы www.universal-yoga.com и личный опыт преподавания инструкторов универсальной йоги и танца Шивы Андрея и Людмилы Липень.
Смотрите ближайший обучающий курс для начинающих…
Танец Шивы – древняя сокральная йогическая система контроля и освобождения сознания, искусство Йоги, развивающее сознательный контроль, координацию и потенциальные возможности тела и ума. Основная цель — освобождения от любых привычек, автоматизмов, паттернов и различных ограничений в нашем сознании.
Название связано с тем, что по старой легенде, когда-то господь Шива открыл людям во вселенском танце 8 миллионов 400 тысяч асан, продемонстрировав им свое совершенство. Этот Вселенский танец – не то, что мы привыкли видеть или даже вообразить или тем более не то, что мы делаем на дискотеке.
Необходимо так же понимать, что в древней Индии, уже на протяжении многих тысяч лет Богами назывались различные энергии и явления, которым не было предела, которые находятся за пределами простого понимания, за пределами логики. Говоря современным языком, большинство
законов физики и математики распространяются на всю вселенную, бесконечно. И большинство из них мы можем назвать богами, т.к. не знаем, где они заканчиваются и где начинаются, но при этом они реально проявляются. В древности люди называли эти силы представленные на земле – божествами. С одной стороны мы не можем постигнуть этого полностью даже сейчас при развитой науке, но мы можем видеть эти проявления, изучать законы и отмечать факты во всем мироздании, во всей вселенной и можем частично пользоваться ими и в итоге слиться с этим, стать единым. Мы можем отметить три основополагающие силы Мироздания или вселенной, которые почитались с незапамятных времен и которым в Ведические времена присвоены имена:
Брахма – энергия создания, зарождения. Вишну – энергия поддержания и Шива — энергия, которая разрушает что-то старое, отжившее, то, что мешает дальнейшему развитию духа. Этим трем аспектам подвержено все материальное существование. Когда из семени рождается цветок – это энергия Брахмы, когда цветок растет и развивается – это Вишну. Затем приходит время, когда цветок увядает, становится некрасивым, не способным сопротивляться природным стихиям, ему нужна новая сила, новый сильный стебель – и это Шива – цветок осыпается, что бы из семян дать жизнь новым цветам, новой жизни, свежести и силе.
Так в нашей жизни и в нашем сознании есть много старых впечатлений, концепций, устаревших идей, или наш дух ослабевает, теряя силу воли, радость, энтузиазм – необходим новый прилив, новая энергии. Необходимо удалить старые мешающие нам впечатления и преграды, удалить слой пыли и мусора, что бы мог вырасти «новый цветок» в виде свежих идей, что бы дух воспарял из пепла со свежими силами и Любовью. Энергия Шивы помогает устранить все преграды, эгоистичные привязанности и выйти за пределы любых ограничений.
Так же Брахма — это божественная сила, которая ответственна за баланс, за равновесие между активностью Вишну и Шивы. Значит, когда нарушается баланс, вступает Брахма.
Рассмотрим технику Танца Шивы по авторскому методу Андрея Лапы.
В этой технике есть функция развития, функция созидания, когда вы осваиваете новую технику, загружаете новую информацию, развиваете новые умения, если вы это делаете, то это функция созидания. Вишну, работает на этапе освоения новых упражнений, но если вы достигаете уровня, при котором вы это делаете легко, автоматически, для вас развитие уже не работает и это значит, что нужно смести достигнутый уровень и перейти на следующий уровень, который будет вас обучать новым умениям.
Второй уровень разрушает наработки и автоматизмы первого, третий разрушает наработки и автоматизмы второго уровня и т.д. Вы изучили один уровень, дошли до автоматизма, перешли на следующий и тут опять работает Вишну, но метод второго уровня по отношению к первому, это работа Шивы. В Танце Шивы представлены все функции, и Вишну, и Шивы, и Брахмы, но акцент делается на Шиве, т.е. в сторону развития, движение вверх. А для этого нам нужно постоянно сметать привычки, — это дает возможность работать и развиваться дальше. Потому что без функции разрушения привычек и автоматизмов, мы застрянем на одном и том же уровне, будем находиться в одинаковом, достигнутом состоянии.
В отличие от многих методов тренировки и развития, о чем бы мы не говорили, о йоге, о цигун, о тай-чи, о религии, о медитации, если вы достигаете
чего-то и уже умеете это делать, то вы, как правило, на этом останавливаетесь. В Танце
Шивы, как только чему-то научились, вы идете дальше, выше, т.е. это непрерывное движение вверх. Поэтому это всегда трудно, но это самый короткий путь к максимальному развитию. Вы не тратите время, эгоистически думая, что вы чего-то достигли. Например, человек научился делать какие-то асаны и потом делает только их, чувствует себя достигшим, только потому, что он умеет их делать, часто теряя даже смысл этого делания — а это уже бессмысленно, нет развития.
Отсюда мы приходим к тому, что в йоге нет легких путей, если действительно работать над тем, что у вас отсутствует, — это никогда не бывает легко. А если вы не работаете над тем, что у вас отсутствует, значит, вы не развиваетесь.
В основе Танца Шивы лежит знание о том, что наше внутреннее пространство сознания и внешние действия связаны между собой, как один цельный процесс. Мы не можем ничего выполнить внешне, если не представили это внутри. Действие следует за импульсом мысли, идеи. Внешне эта практика выглядит, как выполнение каких-то физических форм, а на самом деле вы непрерывно контролируете процессы в сознании.
Если мы хотим контролировать пространство сознания, нам нужно контролировать пространство вокруг нас. Как мы можем контролировать пространство вокруг нас, если мы начинаем с трехпозиционной модели? Вокруг нас есть кокон, аура и мы хотим контролировать пространство этого кокона. Мы будем двигать тело, конечности внутри кокона. Что нам нужно делать? Должна быть схема соединения точек между собой. Какие движения могут быть в трех плоскостях одновременно, что бы рука одновременно двигалась в трех плоскостях одновременно? В геометрии это называется циклоидой. Циклоидальное движение отличается от круга, если мы движемся по кругу, то приходим в начальную точку через 360 ?, а в циклоидальном через 720 ?. У нас получается спираль.
Вообще ученые говорят, что в основе мирозданья лежит спираль. Большинство процессов во вселенной имеют такую форму.
Спираль — это объемная синусоида. А, как известно из физики, движение носителей энергии, например электронов, по спиральному проводнику создает электромагнитное поле. При этом электромагнитная сила действует вдоль центральной оси, вокруг которой совершается это движение по спирали. Подобные же явления происходят в человеческом теле и в пространстве вокруг тела при исполнении этих движений. Приобретение опыта в управлении энергетическими потоками открывает многие скрытые возможности и способности, которые в свою очередь не являются целью, а просто проявляются по мере роста сознания.
Теперь разберем, как с помощью Танца Шивы контролировать пространство. При выполнении внутренних техник контроля, могут быть выпадения, т.е. вы думаете о чем-то постороннем, и вы этого не замечаете, потому что нет механизмов, которые могли бы об этом напомнить, а в Танце Шивы есть. Как только начинаете думать о постороннем, сразу делаете ошибку, и наше тело работает стрелкой индикатора, как вы контролируете мысли. Поэтому Танец Шивы эффективней, чем другие практики концентрации. Танец Шивы – это предельная концентрация и после его выполнения наступает естественная медитация, во время которой мозг отдыхает. Медитация после практики Танца Шивы способствует закреплению выполненных движений (в следующий раз вам будет легче их выполнять), развитию и сохранению новых нейро связей в головном мозге. Удовольствие и заряд энергии, получаемый от практики, являются хорошей мотивацией для дальнейшего развития.
Итак, этот танец основан на специальных непрерывных движениях рук и ног по спирали. Эти движения в свою очередь воздействуют на мармы (энергетические точки) и Нади (энергетические каналы), которые взаимодействуют со всеми органами и системами человека. Йога в танце помогает очистить энергетические каналы в теле. Синхронизация спиральных движений рук и ног плюс передвижение в пространстве вместе с дыханием создает непрерывную цепь интенсивного потребления энергии из окружающего пространства, аккумуляции и излучения ее в окружающее пространство.
Эти движение проистекает к старым временам, когда в Индии Танец Шивы выполняли с чашами, в которых было масло, фитиль, горел огонь, и надо было вращать так руки, что бы не пролить масло и не погасить огонь, очень равномерно. В Шаолине до сих пор сохранились определенные упражнения, когда бойцы идут по столбам, которые имеют высоту, порой два метра, и одновременно с чашами с водой выполняют эти движения. Нужно не пролить воду, если совершаете ошибку, падаете, и это запоминается надолго. Техника очень старая и за многие годы она была заимствована многими школами. Атавизмы техники Танца Шивы сохранились в Калари-Пояту — в национальных индийских единоборствах, в движениях Архатов – буддисты Хиноямы. Боддхидхарма, который заложил монастырь Шаолинь, он принес вот эти движения Архатов из Индии в Китай. Позже на этой основе были выстроены многие бойцовские техники. Если мы переходим из 2-ой горизонтальной в 4-ую горизонтальную позицию, напоминает блок. Из 3-ей горизонтальной в 1-ую вертикальную – блок. Т.е. есть очень много базы восточных единоборств, хотя, по сути, Танец Шивы единоборствами не является, здесь нет противника и здесь нет цели с кем-то спаринговать. Единственный противник – это внутренние ограничения. Также на этой основе была развита работа с оружием — с нунчаками, с мечем, с копьем, с цепью. Но там используются только простейшие движения, нет комбинации со сдвигами по фазам. Они утратили корни, потому что в восточных единоборствах шли к цели просто бойцовской эффективности, и то, что с этой точки зрения было не эффективно, то забывалось.
Эти техники стали великолепным средством развития функциональных возможностей тела, повышения энергетического потенциала организма, контроля и координации одновременно нескольких «секторов» различных частей тела.
На базовом уровне горизонтальную спираль разбиваем на 4 ключевые точки и четыре четверти. Добавляем движение ног, меняем соединения ключевых точек, добавляем перемещение в пространстве. Затем все это дело усложняем. Всего 8 уровней. Первый уровень можно освоить при посещении специальных занятий с инструктором и ежедневной регулярной практике за месяц.
После освоения возникает прекрасный спонтанный танец, наполняющий все существо энергией и силой.
Разница между этими уровнями заключается не столько в физической сложности, сколько в степени контроля и координации, а также в способности длительное время, не отвлекаясь, следовать по заданной формуле, безошибочно переходя от одного движения к другому и выполняя их технически безупречно.
На основе горизонтальных движений были развиты вертикальные движения.
Вертикальные движения не зависят от горизонтальных, они сами по себе. Эти точки в пространстве не совпадают, они разные. Это как два независимых квадрата, которые не пересекаются.
Движения ногами. Что бы они были трехпроекционными, движения происходят по форме восьмерки, вперед и назад нога поднимается вверх, движения совершаются сразу вперед-назад, вверх-вниз, в стороны, поэтому это тоже является циклоидой.
Если мы переходим из одной плоскости в другую, то выстраиваем куб со всеми ребрами и со всеми диагоналями, как внутренними, так и в плоскостях куба, все связывается между собой. Движения через четверть в одной плоскости, это диагонали в квадрате, таким образом, мы построили куб, в котором есть все ребра и все диагонали, он имеет все связи. Получилась трехпроекционная модель, в которой все замкнуто. Контроль внешнего пространства осуществляется, если мы визуализируем внутри, т.е. контроль внутреннего пространства. Научившись делать это физически, учимся контролировать мысли. Куб — это только одна рука, а вторая — это второй куб. Мы можем совершать одной рукой одно движение, а второй совершенно другое, то отсюда возникают комбинации.
На первом уровне изучаются базовые движения поделенные на четыри группы:
1. Горизонтальные спирали – всего 16 движений
2. Вертикальные спирали – 16 движений.
3. Движения связки (Линксы) – между горизонтальными и вертикальными плоскостями – 16 движений
4. Движения через четверть (Трансквотеры) – 8 вертикальных и 8 горизонтальных – 16 движений
Для ног используется две спирали: продольная и поперечная. Продольные движения ногами – это аналог вертикальных движений руками, поперечные движения ногами – это аналог горизонтальных движений руками. Аналог движений связок будут диагонали. Движения через четверть из 1-1 в 3-3 или 2-2 в 4-4 – это движение из 1 в 3 или из 2 в 4. Такая схема используется в Шаолине, только она еще более развернутая.
Затем добавляем передвижение в пространстве по квадрату.
На первом уровне руки движутся в одинаковых плоскостях, либо в горизонтальных, либо в вертикальных. На втором уровне мы эту привычку ломаем, руки работают в разных плоскостях, по разным программам, одна рука горизонтально, вторая вертикально, да еще в разных направлениях, но все еще есть возвращение в стартовую точку. На третьем уровне используем только часть этих движений, организованные в цепочки, по формулам и только через несколько циклов возвращаемся. А на четвертом, ломаются программы третьего уровня. Выполняются сразу несколько параллельных процессов. Можно привести пример. Каждое поколение компьютеров становятся более функциональными, имеют больше памяти, больше скорости, использовать более сложные программы, дальше загружать несколько программ одновременно. В Танце Шивы происходит то же самое, каждый следующий уровень – это повышение мощности нашего биокомпьютера. Мы больше чем привыкли о себе думать, весь этот мир не статичен и мы можем себя изменить и влиять на пространство. В современной науке – это называется рождение новый нейронных цепей. Известно, что человек использует 5-7% нейронов мозга, все остальные дремлют, т.к. многие зоны не вовлечены, а при построении новых нейронных цепей и связей, они задействуются, происходит повышение скорости и повышение мощности, и увеличение памяти. Эта технология позволяет стать более творческими, более мощными в мышлении.
Танец Шивы можно выполнять как отдельную практику, но так же использовать в качестве разминки перед основной практикой йоги. И если вы что-то открыли для себя новое, пришло осознание движения, то сама практика станет тоже более гармоничной, творческой, красиво скомпонованной, как результат образования новых связей. Некоторые инструктора йоги уже даже настаивают на выполнение Танца Шивы перед практикой йоги, т.к. говорят, что ученики просто не понимают, что такое творческая практика йоги, если у них не раскрыты способности Танцем Шивы.
Вивекананда, говорил, что развитие себя в концентрации, подобно, процарапыванию новых извилин в мозге. Если люди не практикуют Танец Шивы, они остаются ограниченными, всегда ходят в одном коридоре, не возникают новые прорывы, а если возникают, то ограниченно. Коридоры – это сложившиеся нейронные связи, люди поэтому и не любят делать то, что не умеют. Представьте, как мышь, которая прогрызла коридоры в сыре и все время по ним бегает, а если она соединяет все точки ходом, между собой и грызет сыр во всех направлениях, то в конечном итоге получиться свободное открытое пространство и вы можете ходить куда угодно – сыра нет! Всесторонняя связь нейронов между собой, дает мыслить очень творчески, очень открыто.
На 7 уровне происходит соединение всех возможных движений и всех точек в одной последовательности. Казалось бы, мы этим достигаем абсолютного контроля пространства внешнего и внутреннего, но у нас есть восьмой уровень, нам нужно разрушить программу, как таковую, т.е. 8-й уровень – это сознательно контролируемый хаос, как квинтенсенция свободы. Вы двигаетесь, ни разу не повторив предыдущие движения.
Приглашаем заняться танцем Шивы!
Leave A Comment